СЛУЖБА МЕДИАЦИИ

 

Федеральный закон от 27.07.2010 N 193-ФЗ (ред. от 23.07.2013)
"Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)"

 

Правовое обоснование служб медиации (ШСМ) и восстановительных программ в школе

Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 — 2017 годы, принятая Указом Президента РФ №761 01.06.2012, определила ряд мер, имеющих прямое отношение к восстановительному правосудию и службам примирения:
• ...приоритет восстановительного подхода и мер воспитательного воздействия; наличие системы специализированных вспомогательных служб (в том числе служб примирения);
• развитие сети служб примирения в целях реализации восстановительного правосудия;
• организация школьных служб примирения, нацеленных на разрешение конфликтов в образовательных учреждениях, профилактику правонарушений детей и подростков, улучшение отношений в образовательном учреждении;
• внедрение технологий восстановительного подхода, реализация примирительных программ и применение механизмов возмещения ребенком-правонарушителем ущерба потерпевшему, а также проведение социальной, психологической и иной реабилитационной работы с жертвами преступлений, оказание воспитательного воздействия на несовершеннолетних правонарушителей.

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании 
в Российской Федерации" определяет, что государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются, в частности, на принципе свободного развития личности, воспитании взаимоуважения, ответственности и т.д.; В статье №45 «Защита прав обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся» указывается, что в организации, осуществляющей образовательную деятельность, создается «Комиссия по урегулированию споров между участниками образовательных отношений».

В образовательной организации служба примирения способствует реализации требований ФГОС среднего (полного) общего образования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы: «Личностные результаты должны отражать готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; (…) Метапредметные результаты должны отражать умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты»

Профессиональный стандарт педагога, утвержденный 18 октября 2013 года при реализации программ основного и среднего общего образования устанавливает необходимое для педагога умение «владеть технологиями диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения».

РЕКОМЕНДАЦИИ по организации служб школьной медиации в образовательных организациях МИНОБРНАУКИ РФ от 18.11.2013 указывают, что в «образовательных организациях должны быть организованы службы школьной медиации».

 

Программа мероприятий работы школьной
 службы медиации (примирения) на 2016 год

Наименование мероприятий

Сроки

Категория участников

Ответственные

1

Классные часы: «способы разрешения конфликтов в школе и с родителями», «пять стилей поведения в конфликте», «стили поведения в конфликте», «медиатор – что это за профессия. личные качества медиатора».

В течении года

7-9 классы

Социальный педагог, руководитель ШСМ

2

Выступление на родительском                                           собрании: «школьная служба примирения: её задачи и функции».

Сентябрь, май

Родители      1-11 классов

Классные руководители, социальный педагог

3

Беседы с обучающимися: «права ребёнка», «права и обязанности подростков», «поведение в общественных местах», «я волонтёр», «общественные дела – путь к взаимопониманию», «я и мой мир», «чтобы радость людям дарить, нужно добрым и вежливым быть!»

В течении года

5-6 классы

Руководители занятий внеурочной деятельности

4

Проведение примирительных встреч.

По мере необходимости

Обучающиеся, родители, педагоги

Члены ШСМ

5

Организация информационных и просветительских мероприятий по вопросам школьной медиации для обучающихся, родителей, педагогов.

В течение года

Обучающиеся, родители, педагоги

Члены ШСМ

 

 

Если вы:

·        Поругались или подрались

·        У вас что-то украли, вас побили   и вы знаете обидчика

·        Если вас обижают в классе и т.д.

ВЫ МОЖЕТЕ ОБРАТИТЬСЯ В ШКОЛЬНУЮ СЛУЖБУ МЕДИАЦИИ

 Работа службы направлена на помощь ученикам школы в мирном разрешении конфликтов. Программы примирения могут проводиться службой только при добровольном участии всех сторон конфликта.

Это альтернативный путь разрешения конфликта.

        Люди, ведущие примирительную встречу не будут судить, ругать, кого-то защищать или что-то советовать.  Их задача – помочь вам самим спокойно разрешить свой конфликт. То есть главными участниками встречи будете вы сами.

       Условия, при которых ситуация конфликтная может быть рассмотрена службой:

 1) Стороны признают свое участие в конфликте или криминальной ситуации (но не обязательно признают свою неправоту) и стремятся ее разрешить;

2)    Сторонам больше 10 лет.

3)    Стороны не употребляют наркотические вещества и психически здоровы (поскольку в противном случае они не могут брать на себя ответственность за свои поступки);

4)    Желательно, чтобы информация о ситуации не передавалась (и на время рассмотрения службой не будет передана) в другие структуры (педсовет, совет по профилактике, обсуждение на классном часе и т.п.).

5)    Если в конфликте участвуют учителя или родители, на встрече возможно присутствие взрослого ведущего.

 Если вы решили обратиться в службу,

то вам надо подойти к ее представителям.

 Состав школьной службы медиации:

1.     Мухаметзянова Е.А. (зам. директора по ВР)

2.     Олешко Е.И. (педагог-психолог, социальный педагог) – руководитель школьной службы примирения

3.     Третьякова А.В. (социальный педагог)

4.     Орлова Т.В. (учитель русского языка и литературы)

 После этого с каждым из участников встретится ведущий программы примирения для обсуждения его отношения к случившемуся и желания участвовать во встрече.

В случае добровольного согласия сторон, ведущий программы проводит примирительную встречу, на которой обсуждается следующие вопросы:

·        каковы последствия ситуации для обеих сторон; 

·        каким образом разрешить ситуацию;

·        как сделать, чтобы этого не повторилось.

При необходимости составляется план по возмещению ущерба и социально-психологической реабилитации сторон.

 На встрече   выполняются следующие правила

1)               Поскольку каждый человек имеет право высказать свое мнение, то перебивать говорящего человека нельзя. Слово будет дано каждому участнику.

2)               На встрече нужно воздержаться от ругани и оскорблений.

3)               Чтобы не было сплетен после встречи, вся информация о происходящем на встрече не разглашается.

4)               Вы в любой момент можете прекратить встречу или просить индивидуального разговора с ведущим программы.

 

 

 

Ссылка на блог
 службы медиации