Главная>> Функциональная грамотность>> 


 

 

ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ

«Функционально грамотный человек способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах деятельности, общения и социальных отношений». Алексей Алексеевич Леонтьев лингвист, психолог, доктор психологических наук и доктор филологических наук

 

Нормативно-правовые документы по организации и проведению оценки функциональной грамотности обучающихся 

·         Письмо Министерства просвещения РФ от 17.09.2021 № 03-1526 О методическом обеспечении работы по повышению функциональной грамотности. https://docs.cntd.ru/document/608968046

 

·         Письмо Министерства просвещения РФ от 22.03.2021 № 04-238 Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности.

https://sosh1.bkobr.ru/images/files/Pismo_Ministerstva_prosveshcheniia_RF_ot_22032021__04-238_Ob_elektronnom_banke_trenirovochnykh_zadanii_po_ocenke_funktcionalnoi_gramotnosti.pdf

 

 

·         Письмо Министерства просвещения РФ от 26.01.2021 № ТВ-94-04 Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности. http://iskusstvo.nios.ru/DswMedia/_pismo__minprosveshcheniia_rossii_ot_26012021_n_tv-94_04_ob.pdf

 

·        Приказ Министерства Просвещения РФ от 06.05.2019г. № 590/219 Об утверждении методологии и критериев оценки качества общего образования в ОО.

 

Приказ по ГБОУ СОШ № 134 от 05.09.2023 № "Об утверждении Плана мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 134  Красногвардейского района г. Санкт- Петербург имени С. Дудко (далее ГБОУ СОШ № 134)>>


 

План мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся ГБОУ СОШ № 134 на 2023/2024 учебный год>>

 

 

 

Что такое функциональная грамотность

 

Что такое функциональная грамотность?

Понятие функциональной грамотности школьников появилось в 1970 годы и подразумевало совокупность навыков чтения и письма для решения реальных жизненных задач. За следующие 40 лет функциональная грамотность в обучении и развитии школьников приобрела большую значимость, чем базовая. Сегодня функционально грамотный ученик — индикатор качества образования. Одних академических знаний в жизни теперь недостаточно. Акцент смещается на умение использовать полученную информацию и навыки в конкретных ситуациях.  

Отличительные черты школьника с развитой функциональной грамотностью:

·                     успешно решает разные бытовые проблемы,

·                     умеет общаться и находить выход в разнообразных социальных ситуациях,

·                     использует базовые навыки чтения и письма для построения коммуникаций,

·                     выстраивает межпредметные связи, когда один и тот же факт или явление изучается, а затем и оценивается с разных сторон.  

Способность давать оценку ситуации и использовать полученные знания на практике не формируется за один урок, процесс повышения функциональной грамотности логично встроен в учебную программу нескольких лет. 

 

Способы развития функциональной грамотности школьников

 

Основные правила

 

Заданий разного вида по развитию функциональной грамотности начального и продвинутого уровня в школе все больше. Они должны быть равномерно распределены в учебном процессе на протяжении всего года.

 

Их основные особенности:

 

·                     привязка к реальным ситуациям, в которых дети могут представить себя,

·                     соответствие возрасту обучающихся,

·                     системность и взаимосвязь знаний и факторов.

 

Составляющие функциональной грамотности

 

1. Читательская грамотность Способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

2. Естественно-научная грамотность Способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями: научно объяснять явления; понимать особенности естественно-научного исследования; интерпретировать данные и использовать научные доказательства.

3. Математическая грамотность Способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.

4. Финансовая грамотность

5. Креативное мышление

6. Глобальные компетенции

 

Формирование функциональной грамотности в начальной школе

 

Для развития функциональной грамотности у младших школьников важно, чтобы задачи соответствовали их практическому опыту. Близкая детям тема вызывает интерес и вдохновляет искать новые знания. Вместо землекопов и токарей для составления задач лучше выбирать героев любимых мультфильмов и компьютерных игр.

Большую роль в формировании функциональной грамотности в начальной школе играет дополнительное образование. Занятия в кружках развивают творческие способности, креативное мышление, компьютерную и читательскую грамотность. Правильная синхронизация работы педагогов и метапредметные связи помогут быстро развить нужные компетенции. 

  

Формирование функциональной грамотности в основной школе

В средних и старших классах предлагают постепенное увеличение объема знаний и сложности анализа информации. С детьми можно поговорить о серьезных глобальных проблемах, причинах мировых войн и социального неравенства. Результаты также оценивают по более строгим критериям.

Задания дают на стыке разных наук и межпредметных занятиях, где одновременно изучают историю и литературу, географию и экономику и делают выводы на основе их взаимосвязей. Хорошие результаты демонстрируют самостоятельные и групповые исследовательские работы, проектная деятельность по естественнонаучным и социологическим направлениям.

Для развития критического мышления в основной школе анализируют информацию и учатся определять фейки и вирусный контент. Усложняются задания и по финансовой грамотности. Ребятам можно предложить построить свою финансовую пирамиду и рассчитать сроки ее существования.

Формирование функциональной грамотности учеников — задача каждого современного педагога. Это непростой процесс, где от самого учителя требуется креативность и творческое мышление, использование инновационных форм и методов обучения. Успешное освоение компонентов функциональной грамотности поможет воспитать инициативную, самостоятельную, социально ответственную личность, которая способна адаптироваться и находить свое место в постоянно меняющемся мире.   

 

ЭЛЕКТРОННЫЙ БАНК ЗАДАНИЙ ДЛЯ ОЦЕНКИ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ

https://fg.resh.edu.ru/

 

 

 

 

 

 

6+